История и загадки Храма Адриана и Наталии

храм во имя святых мучеников адриана и натальи

Святыни храма

Настоятель храма протоиерей Николай (Дятлов) в течение многих лет собирал по всему миру различные Святыни и в 1997 году передал их церкви в которой прослужил более 20 лет. На данный момент (2010 год) в церкви находятся следующие частицы мощей и Святынь:

  • Древа Креста Господня.
  • Крестителя Господня Иоанна.
  • Апостола и евангелиста Луки.
  • Апостола Андрея Первозванного.
  • Святителя Николая Мирликийского.
  • Первомученика архидиакона Стефана.
  • Святителя Димитрия Ростовского.
  • Святителя Исаии Ростовского.
  • Святителя Иоанна Новгородского.
  • Святителя Феофана, затворника Вышенского.
  • Святителя Иоасафа Белгородского.
  • Священномученика Харлампия.
  • Великомученика и целителя Пантелеимона.
  • Мученика Трифона.
  • Священномученика Игнатия Богоносца.
  • Священномученика Антипы.
  • Святителя Павла, патриарха Цареградского.
  • Великомученика и победоносца Георгия.
  • Новомученика Димитрия.
  • Мученика Маманта.
  • Мучеников Виленских Антония, Евстафия и Иоанна.
  • Великомученицы Марины.
  • Мученицы Любови.
  • Новомученика Евфимия.
  • Великомученика Феодора Стратилата.
  • Благоверного князя Феодора Новгородского.
  • Благоверного князя Мстислава Новгородского.
  • Благоверного князя Владимира Новгородского.
  • Благоверного князя Глеба Новгородского.
  • Благоверной княгини Анны Новгородской.
  • Преподобного Серафима Саровского.
  • Преподобного Иоанна Многострадального.
  • Бессребренника и чудотворца Космы.
  • Благоверных князей Константина, Михаила, Феодора Муромских.
  • Преподобного Назария Печерского.
  • Преподобного Саввы Сторожевского.
  • Преподобномученика Евфимия Иерусалимского.
  • Благоверных князей Давида, Константина, Феодора Ярославских.
  • Благоверных князей Петра и Февронии Муромских.
  • Преподобного архимандрита Авраамия Ростовского.
  • Праведного Симеона Верхотурского.
  • Мученицы Фотинии Самарянки.
  • Великомученицы Параскевы Пятницы.
  • Священномученика Иулиана Египетского.
  • Благоверного князя Олега Рязанского, в схиме Иоакима.
  • Часть Гроба Господня.
  • Часть Гроба Божией Матери.
  • Часть Горы Голгофы.
  • Часть мантии святителя Мисаила, архиепископа Рязанского.
  • Часть поручей святого праведного Иоанна Кронштадтского.
  • Часть рясы святого праведного Иоанна Кронштадтского.
  • Часть пояса священномученика Иувеналия, архиепископа Рязанского.
  • Часть гроба святителя Луки Симферопольского.
  • Камень из гробницы прав. Лазаря Четверодневного.
  • Камень из Севастийского озера.
  • Камень из часовни блаженной Ксении Петербургской.
  • Часть от Мамврийского дуба.
  • Часть от гроба схиархимандрита Моисея.
  • Часть камня преподобного Серафима Саровского.
  • Часть мантии преподобного Серафима Саровского.
  • Часть мантии преподобного Сергия Радонежского.
  • Часть от облачения святителя Феофана, затворника Вышенского.

В храме находится единственный в Москве образ иконы Божей Матери «Новодворская».

Координаты : 55°51′55″ с. ш.
37°41′58″ в. д.

 / 
55.86527° с. ш. 37.699521° в. д.
 / 55.86527; 37.699521

(G) (Я)

Храм святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине
– православный храм, принадлежащий к Сергиевскому благочинию Московской епархии Русской православной церкви .

На территории храма находятся крестильная церковь в честь святых праведных Иоакима и Анны и водосвятная часовня Иоанна Крестителя . Также к церкви Адриана и Наталии относится часовня в честь преподобного Сергия Радонежского на улице Малыгина .

Храм преподобного Сергия Радонежского на улице Малыгина

Часовня преподобного Сергия Радонежского
была построена в 1996-1998 годах попечением инокини Ольги (Гобзевой), в прошлом актрисы театра и кино. Здание возведено в традициях русского деревянного зодчества.

Первое время в часовне служили клирики Ивановской епархии. В 1999 году она была передана в окормление храму мучеников Адриана и Наталии. С тех пор каждую среду здесь служился молебен с акафистом, а в дни поминовения усопших – панихида. В 2016 году на пожертвования прихожан часовня перестроена в церковь
.

Храм находится по адресу: улица Малыгина, 4, рядом с санаторием «Светлана». Открыт ежедневно с 10-00 до 19-00 (в дни богослужений открывается раньше).

Проезд – до остановки «улица Малыгина» от станций метро «Свиблово» (автобусы 176, 185), «Бабушкинская» (авт. 605, маршрутные такси 46м, 482м), «Медведково» (авт. 774, маршрутное такси 76м), станции «Лось» Ярославского направления Московской железной дороги (все перечисленные маршруты).

История

Храм был построен между посёлками Торговых служащих, Дубняки и Красная Сосна, рядом со станцией Лосиноостровская Ярославской железной дороги . Деньги на строительство пожертвовал потомственный почётный гражданин Москвы Александр Иванович Иванов, собственную землю под храм (1736 кв. саженей) выделил крестьянин Сергей Иванович Карпов.

Проект здания разработали архитектор Владимир Глазов и инженер С. М. Фоминский, строительными работами руководил архитектор Сергей Ильинский .

Закладка состоялась 22 июня (5 июля) 1914 года . В этот день был совершен крестный ход из церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском . Главный алтарь освящён 2 (15) апреля 1916 года священномучеником протоиереем Иоанном Восторговым , настоятелем храма Покрова на рву . Южный придел, иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», освятил 21 августа (3 сентября) того же года священномученик Димитрий (Добросердов) , епископ Можайский. Северный придел, блаженного Василия Московского, освятил 18 сентября (1 октября) благочинный 6 округа Московского уезда священник Василий Городецкий.

В годы гонений на Церковь храм не закрывался. Известно, что его посещал Патриарх Тихон . В – годах здесь служил диакон Григорий Самарин, а в -1935 годах – священник Владимир Моринский , которые сегодня прославлены как новомученики .

После него настоятелем стал известный московский священник протоиерей Владимир Соколов. Отец Владимир был помощником и другом Патриарха Пимена , который неоднократно возглавлял богослужения в церкви. С 1990 года настоятелем храма является протоиерей Николай Дятлов.

Церковь Иконы Казанской Божией Матери Троицы Живоначальной

Это самая новая церковь Бабушкинского района, построенная в рамках проекта «200 церквей». Предполагалось, что она будет реконструкцией старого храма, строительство которого началось в 1916 году. К середине 1920-х храм закрыли, затем там помещался местный исполком. С нынешним строительством связана шумная история, затянувшая возведение храма на несколько лет: изначально планировалось, что церковь будет находиться по адресу Осташевский проезд, владение 4, то есть займёт часть парка «Торфянка». Это вызвало недовольство общественности, дело дошло до суда (иск затем был отозван), и в итоге церковь построили в другом месте

Конфликт был масштабным, привлёк внимание крупных СМИ и патриарха Кирилла, противоборствующие стороны активно проводили в парке свои мероприятия, ОМОН снёс лагерь противников строительства церкви, имели место случаи нападения как на сторонников возведения храма, так и на противников. Сейчас в Анадырском проезде сооружён временный храм-часовня

Церковь Святых мучеников Адриана и Наталии

Однако вернёмся к началу ХХ века. В 1914 году рядом с приютом стали закладывать новый каменный храм, уже приходскую церковь Святых Адриана и Наталии. Проект принадлежал архитекторам Сергею Ильинскому и Владимиру Глазову (вместе с инженером Фоминским). Храм был построен к 1916 году неподалёку от посёлков Торговых служащих, Дубняки и Красная Сосна при станции Лосиноостровская Ярославской железной дороги. 15 тыс. рублей на строительство выделил потомственный почётный гражданин Александр Иванович Иванов (в Российской империи — привилегированный класс городских обывателей), собственную землю (1736 квадратных саженей) пожертвовал крестьянин Сергей Иванович Карпов, кое-что собрали прихожане.

На протяжении последующих ста лет церковь всячески перестраивалась: так, в первой половине ХХ века была построена ограда церковного участка, в 1990-е — звонница в западной части храма, в нулевые — крестильная церковь праведных Иоакима и Анны, часовня для святой воды в честь Иоанна Крестителя. Наконец, в 2014 году был установлен поклонный крест в память о новомучениках Владимире и Григории. Получается, что то, что мы можем увидеть сейчас, — скорее эклектичный комплекс, отразивший наслаивание микроэпох двадцатого века. Сам храм построен в неорусском стиле с элементами псковского зодчества в виде щипцовых завершений боковых фасадов приделов и трёхглавой звонницей по псковскому типу.

Храм не закрывался в годы гонений на церковь, возможно, потому, что с 1936-го по 1943 год принадлежал «обновленцам», которые пытались под прикрытием модификации церкви идти по пути её огосударствления. Сейчас в храме находится около 80 святынь.

Варвара Малахиева-Мирович, поэтесса, переводчица и мемуаристка, вспоминает события в храме на Пасху 1934 года: «Какое неблагообразие в церквях в пасхальную ночь в последние годы. Сегодняшние рассказы с разных сторон полны эпизодами жестокой давки и разгула враждебных чувств на этой почве. В церкви Адриана и Наталии задавили на Вербное воскресенье старушку. Сын предупредил: не ходи, задавят. Она пошла, но на всякий случай положила себе в сумочку записку с адресом своим. По этому адресу её и доставили домой насмерть задавленную. На писателя К. опрокинулась лампада, пришёл домой с обмасленной головой. В то же время, когда пели в церкви: “С радостью друг друга обымем”, со всех сторон раздавались то вопли “пропустите”, “спасите”, “ой, давят”, то злобные проклятия. Огромная часть молящихся, как и в прошлом году, стояла вокруг церкви под снегом, в грязи и в воде и ничего не слышала, кроме этих воплей».

И всё же эта церковь остаётся самой старой из всех, находящихся сейчас в Бабушкинском районе. При храме действует воскресная школа.

Церковь Святого Николая в Раеве

Сейчас вместо той церкви — небольшая деревянная часовня Святого Николая в Раеве, построенная в 1995 году в неорусском стиле. Автор справочника «Москва Православная. Все храмы и часовни» описывает её так: «Деревянное бревенчатое строение возведено по старинной технологии — “сруб в венцо”. Завершает здание пологий купол, плавно переходящий в шатёр с миниатюрной луковичной главкой. У основания шатра расположены треугольные световые оконца, напоминающие люкарны каменных храмов середины XVIII века. В плане храм решён как многогранник, тяготеющий к ротонде. Каждая грань по фасаду отделана фигурной аркой-фронтоном, располагающейся в основании большого купола. Пропорции храма соразмерны и отточены».

Like this post? Please share to your friends: